САМОЗАЩИТА - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Циньна Шу 擒拿术

Перейти вниз

Циньна Шу 擒拿术 Empty Циньна Шу 擒拿术

Сообщение автор Admin Вс Апр 01, 2018 5:25 pm

Особое место в ушу занимает искусство циньна. В переводе с китайского языка Циньна означает «искусство захвата и контроля».

Как составная часть, данный раздел техники присущ практически всем стилям УШУ, к примеру в Багуачжан есть целый раздел посвященный Циньна. Искусство захвата м контроля считается наивысшим уровнем овладения навыками рукопашного боя. В настоящее время циньна рассматривается большим количеством мастеров как самостоятельный вид боевых искусств. Это произошло из-за того, что подавляющее большинство приемов в различных стилях и школах имеют идентичное теоретическое обоснование и аналогичны в практическом выполнении. Различие состоит лишь в названии приемов и в конечной фразе их проведения; так в некоторых направлениях предпочитают в конце выполнять удержание противника болевым приемом или иным способом, в других направлениях стремятся связать оппонента, а в третьих его «добить». (источник [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] )
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 184
Дата регистрации : 2017-02-17

https://samoz.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Циньна Шу 擒拿术 Empty Re: Циньна Шу 擒拿术

Сообщение автор Admin Вс Апр 01, 2018 5:34 pm

Дмитрий Моисеев

Возникновение и распространение термина Циньна

источник [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Человек по природе зол, добрым он становится вследствие воспитания»
Сюнь-цзы (荀子 xúnzǐ), философ периода Воюющих государств, Шаньдун, 313 до н. э. - 238 до н. э

Практически все, кто интересовался прикладной составляющей ушу, так ли иначе сталкивался с разделом под названием «циньна» (擒拿 qínná), что не удивительно — эти техники известны в Китае с древних времен. Но в старые времена такие приемы не были выделены как сейчас в отдельный раздел, да и именовались — иначе. Наиболее ранним упоминанием принято считать вот это знаменитое перечисление наиболее эффективных на то время прикладных систем“山東李半天之腿,鷹爪王之拿,千跌張之跌,張伯敬之打,少林寺之棍與青田棍法相兼,楊氏鎗法,與巴子拳棍 ,皆今之有名者” в «Новой книге записей о достижениях» (纪效新书.拳经), составленной в Минскую эпоху генералом Ци Цзигуаном ( 戚继光, 1528-1588). Также известна цитата из 31 свитка сведений по административному округу Нинбо в провинции Чжецзян («宁波府志») , где говоря о стиле Нэйцзяцюань (内家拳) упоминаются: “七十二跌、二十五拿… ” и так далее. При этом приемы, входящие сейчас в раздел «циньна» обычно были тесно интегрированы в технику стиля или школы и в среде практикующих боевые искусства обобщенно именовались как «методы разделения мышц и растаскивания костей» (分筋错骨手 fēnjīn cuògū shǒu).
И совсем мало кто знает, что сам этот термин «искусство циньна» (擒拿术 qínnáshù) возник сравнительно недавно, всего лишь в ХХ веке.
К сожалению, нет времени и сил подробно разбирать те процессы , что происходили в то время как во всем мире и в Поднебесной. С конца XIX века до второй мировой мир развитые страны Европы, Америки и Азии были охвачены интересом к физкультуре и здоровому образу жизни, спорту. Хороший пример в этом случае — предвоенный подъем физкультурного движения СССР и Германии. И как во всем мире, эти идеи попали в Поднебесную, развиваясь в стране благодаря массовому распространению посредством поддержки правительством. С середины XIX века в Поднебесной произошло много событий, без которых невозможно понять те умонастроения в народе и среди образованных людей, что в итоге вытолкнули боевые искусства в качестве национальной идеи возрождения Нации. Опиумные и Японо-китайские войны, восстание ихэтуаней и другие события позволили Западному сообществу заявлять, что азиаты - ущербные люди, что крайне болезненно воспринималось самими китайцами. И после Синхайской революции начался тотальный слом старого уклада и поворот к более прогрессивным на тот момент Западным принципам организации государства и общества.
Кроме того, важной проблемой было массовое употребление опиума. Благодаря деятельности Британской Ост-индская компании, опиумные курильни расплодились в Китае как саранча, медленно убивая его население, разрушая китайское общество, на начало ХХ века только официальных наркоманов было более 20 миллионов!
С учетом влияния общемировых тенденций, в Китае и занялись вопросом здоровья нации, выбрав для этого путь адаптации ушу , чтобы сделать традиционные боевые более безопасными и приспособленными для задач скорее физкультуры, тем самым воплощая идею «здоровье народа — сила нации».
В апреле 1915 в Тяньцзине (天津 tiānjīn) была созвана первая Всекитайская конференция по образованию (全国教育联合会), где было принято фундаментально важное постановление:“各学校应添授中国旧有武技,此项教员于各师范学校养成之” — «в каждое учебное заведение обязательно добавить старые китайские боевые искусства, для чего в педагогических училищах взращивать такого рода преподавателей». Потом подобные постановления шли практически непрерывно. В октябре 1918 министерство образования провело конференцию для директоров средних учебных заведений, где приняло резолюцию - во все средние школы страны добавить обучение ушу «…全国中学校一律添习武术».
Это ознаменовало тот момент, когда передаваемое в стародавние времена преимущественно в деревнях и в замкнутых кланах, искусство проникло в школы, став основой для уроков физического воспитания, готовя поколение умеющих одинаково хорошо сражаться и мечем и пером («文武双全» wénwǔshuāngquán), заменяя традиционное понятие китайской культуры — «гражданское и военное идут разными путями» («文武分途» wénwǔ fēntú).
Когда в 1920-х годах Нанкин стал столицей Китая, то именно там было решено открыть Центральный институт гошу, чтобы готовить кадры преподавателей ушу. Продолжая основной целью через совершенствование физических качеств своего тела (естественно, через изучение боевых искусств) развивать моральные и интеллектуальные качества, стремясь к к максимально гармоничному развитию человека, используя концепцию «Три взращивания»:
1) нравственное воспитание (воспитание высокой морали) (德育déyù);
2) умственное воспитание (воспитание интеллекта) (智育 zhìyù);
3) физическое воспитание (体育tǐyù);
И в последней декаде июня 1927 г, бывший военачальник с северо-запада Чжан Чжицзян ( 张之江 1882—1966), пользуясь поддержкой близких соратников Сунь Ятсена, таких как Юй Южэнь(于右任 1879-1964), поэт и каллиграф, а также министр транспорта и коммуникаций в правительстве Сунь Ятсена, политик Линь Сэнь (林森1868 – 1943) , генерал Ли Лецзюнь (李烈钧, 1882 -1946) и др., у Западных ворот((南京)西华门头条巷6号)начали подготовку к строительству. Чжан Чжицзян определял такие задачи института (достигаемые через занятия ушу), как: физическое и нравственное воспитание, укрепление обороноспособности страны, увеличение производительности труда, поддержание общественного порядка, дать отпор угнетателям, охранять народовластие. Основная идея – «спасение государства, спасение народа..», «..здоровье народа – сила нации».
Итак, в 1928 году в столице Китайской Республике в Нанкине был учрежден «Центральный институт гошу» ( «国术» - «национальное искусство» - в годы Китайской Республики именовали то, что в наше время понимают под «ушу»). Тяжелые и глобальные события конца XIХ и начала ХХ веков в Поднебесной, сопровождались также и широким проникновением сведений о западной культуре, что несомненно подтолкнуло китайскую интеллигенцию к заимствованиям в различных областях знаний и культуры Запада. Поэтому кроме множества стилей ушу, в Институте преподавали английский бокс и японское дзюдо, а также широкий спектр известных нам западных спортивных дисциплин, такие как атлетика и гимнастика. И все это в сочетании с музыкой и каллиграфией, театральным искусством и фотографией, пением и медициной…
Среди его первых выпускников был Хань Цинтан (韩庆堂, 1900-1976), родом из Цзимо (即墨 Jìmò), города древнего и известного аж еще с эпохи Воюющих царств.
После выпуска он был прозван «Первым из сильнейших в боевых искусствах» (武状元 wuzhuàngyuan), так до Синхайской революции назывался победитель на столичных экзаменах. Хань был известным специалистом в искусстве воздействия на болевые точки, удары, броски и захваты (点, 打, 摔, 拿), которые изучал в Циньдао у мастера по имени Сунь Маолинь (孙茂林 sūn màolín).
Будучи по факту первым кандидатом на самую высокую должность Хань Цинтан стал работать преподавателем в Полицейской академии провинции Чжэцзян (浙江警官学校), где и проработал до 1947, и был широко известен как «тысяча рук циньна» ( «千手擒拿»). Именно там, в стенах этой академии им было разработано первое руководство для полиции ( «警察应用技能» jǐngchá yìngyòng jìnéng), основанное на захватах, заломах и прочих подобных элементах. Важно понимать, что в то время в стране происходило «жесткое переформатирование» всех институтов власти. В том числе был переход от манчжурской системы городской охраны - к построение полицейской системы уже цивилизованного, западного, образца. Если при прежней власти городская стража ходила с мечами-дао и носила усиленный хатангу дегель, и согласно имперским законам этим дао и пользовалось во время наведения порядка - в ножнах или обнажая в зависимости от обстоятельств. Ну порубают пару другую десятков людишек низшего сословия - тоже мне проблема, «из земли вышли - в землю и вернулись»! Только вот после Синьхайской революции - так уже было нельзя, да и ходила полиция уже в европейского образца форме. Так как моделью для обучения сотрудников новых сил правопорядка первоначально взяли английскую , возникла важная задача по разработке инструментов и средств как для задержания правонарушителей, так и для самозащиты самих сотрудников.
Через некоторое время Хань Цинтан в качестве преподавателя пригласил известного исследователя и популяризатора боевых искусств Лю Цзиньшэна (1900-1948, 刘金声) , своего земляка-шаньдунца из Цзимо и …практика танланцюань .
Лю Цзиньшэн с 1916 по 1929 год работал в Циндао, регулярно путешествовал по провинции и активно общался с местными мастерами ушу, собирая уникальную информацию по практике и теории ушу. Кроме того он изучал …дзюдо. Сейчас принято считать, что именно он привнес в их совместные разработки борьбу лежа из этой японской системы — ввиду отсутствия аналогов в ушу. В любом случае для полицейских задач задержки правонарушителей было необходимо разработать приемы, которые Хань Цинтан и Лю Цзиньшэн уже могли взять в разделе «катамэ вадза» ( 固技 gù jì , техника обездвиживания): удержания («осаэкоми вадза»), болевые («кансэцу вадза») и удушающие приемы («симэ вадза»).
Лю Цзиньшэн поддерживал тесные дружеские отношения с мастером Ван Цзыпином (王子平, 1881-1973), легендарным мастером мусульманских стилей ушу из Цанчжоу провинции Хэбэй по прозвищу «Ван с силой в тысячу цзиней» (千斤王).
Ван Цзыпин был деканом т.н. «Шаолиньского факультета» в Центральном Институте Гошу и оказывал всяческое содействие данному проекту. Есть вероятность, что именно он поделился знанием техник воздействия ногами с земли(«沾衣十八跌» zhānyī shíbā diē), упоминаемые выше как 72 аналогичные техники в стиле Нэйцзяцюань (内家拳).
Когда у них у всех было время, они собирались вместе и изучали традиционные «методы методы разделения мышц и растаскивания костей» (分筋错骨手). Надо понимать, что в Старом Китае обычно не было привычного нам разделения, все было единым, целым, опираясь на так называемые «четыре основы»: «шоу»(手 shǒu), «янь» (眼 yǎn), «шэньфа» (身法 shēnfǎ), «бу» (步 bù), то есть на методы рук, глаз, действий корпусом, шагов. Условно можно выделить четыре основных раздела кулачного искусства – удары ногами, удары руками, техники связанные с захватами, броски (踢 tī,打 dǎ, 拿 ná,摔 shuāi). Анализируя огромный пласт доступных источников, непрерывно общаясь с другими традиционными специалистами ушу, проверяя и тестируя различные приемы и методы из ушу и дзюдо, они отобрали и систематизировали в удобную и привычную для нас структуру именно те приемы, что наиболее оптимально подходили именно для полицейских задач, требующих в первую очередь нейтрализации и задержания оппонента, а не нанесения ему жестких физических увечий или даже убийство.
Кроме структурирования информации, было еще одно принципиальное новшество: так как в Институте Гошу студентам преподавали также анатомию и медицину, принципиальным новшеством было выработка у обучающихся понимания — как должен выполнятся прием исходя из знания анатомии, пределов естественной подвижности суставов и т.п., а не потому, что «так делать показал учитель»…
В итоге исследований в 1930-х годах вышеуказанная команда единомышленников и составила набор методов, названный ими «Циньна шу» - искусство циньна («擒拿术»), ставший обязательным курсом во всех полицейских академиях Китая. Именно от этого их творчества затем и пошли распространенные в наше время разнообразные "8","16", "36", "72 техники циньна", включая парные комплексы и даже одиночные таолу. Также было, на основе существовавших ранее традиционных методов ушу и дзюдо, создано привычное разделение циньнашу на пять разделов:
— разделение мышц и сухожилий (分筋);
— растаскивание костей (错骨);
— перекрывание воздуха (闭气);
— перекрывание меридианов (断脉);
— воздействие на биологические активные точки (点穴);
Была проделана огромная обобщающая и структурирующая работа, по сути квинтэссенция, выжимка из доступных им китайских, японских и, вероятно, европейских источников.
После успешного опробования и внедрения этого новшества среди полицейских систем в гоминьдановском Китае, также благодаря деятельности Академии Гошу и других подобных структур, произошло распространение цинньнашу и среди гражданского населения — в качестве самообороны. Искусство циньна таким образом получило дополнительное распространение по стране, тем самым дав толчок интеграции и взаимопроникновения в уже существовавшие на тот момент школы и стили. Вот только циньнашу уже основывалось на особенностях Нового времени и не подразумевало целей Старого ушу - быстро и эффективно искалечить оппонента, ибо после Синхайской революции законодательство и образ жизни изменились, и костоломство старых времен уже было не в тему.
Однако, из-за этого возникла небольшая проблема — техники, разработанные для полиции и изучаемые обычными в ассоциации почему-то не всегда срабатывали в ситуации борьбы с правонарушителями. Стали разбираться, и причиной посчитали то, что для оперативной работы в полиции изначально набирали физически крепких, сильных и крупных людей, плюс еще и «эффект мундира» работал, чего не было в случае простых обывателей. В итоге, вероятно, вспомнили известную поговорку ушу:
«练拳不练功,到老一场空», означающую: «Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки - до старости останешься пустым местом». И обратились к истокам - к дополнительным наработкам старого ушу, заимствуя оттуда различные укрепляющие методы и СФП.
На Западе считается, что данное искусство стало известно во многом благодаря книге Лю Цзиньшэна (刘金声) и Чжао Цзяна(赵江), изданной в Шанхае в июле 1936 года, где они в 72 техниках систематизировали свои многолетние исследования, но на самом деле тираж был крайне мал.
Кроме того, другие исследования Лю Цзиньшэня, такие как "点穴法", "八打八不打", "武功要旨" вообще обычно неизвестны западным любителям ушу...

Подводя итог этого краткого обзора, мы можем отметить, что активное привлечение мастеров ХХ века позволило создать искусство циньна, в итоге получившее полный комплект традиционного набора ушу от цзибэнгун и СФП до развитой парной работы и таолу. Благодаря исключительной поддержке различных государственных и образовательных структур, циньнашу активно распространялось по стране, тем самым проникая в разные стили и становясь неотъемлемой частью современного нам ушу.
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 184
Дата регистрации : 2017-02-17

https://samoz.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения